?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Приключения в США (4): образование
regullator

Я решил попробовать поступить в американский «ВУЗ»

через два года после получения бакалавра в Украине и года работы в США. Естественно хотелось продолжить учебу, а не учиться по новой, поэтому после подачи запроса с меня потребовали заверенные переводы диплома и выписки. Сделал все как положено, но этого оказалось недостаточно: потребовалось еще сделать оценку диплома в специальной организации (их вообще несколько в США; они производят оценку диплома из другой страны, заработанные баллы за каждый предмет переводят в эквивалентные США и делают заключение о том кто ты за зверь такой в их великой и самой правильной стране). Заплатил 150уе, за почту еще содрали скоточки... но оценили все как положено. К сожалению универу этого снова оказалось мало.
Дело в том, что задача каждого буржуйского вуза (как и задача прокурора) - посадить тебя за свою скамейку подольше, чтоб побольше бабла сбить. И они прилагают к этому максимальные усилия. Мне сказали, что хоть я и поступаю на аналогичную специальность, требования и список предметов по их мнению сильно отличается. Например, почему это у меня только один курс высшей математики, когда у них их шесть? Объяснения типа у нас все проходят в одном курсе не катит.
Потребовали чтобы я предоставил полное описание каждого предмета (курикулум) с печатью универа, и переведенную, нотариально заверенную версию... Вы себе представляете, какой это объем бумаги и денег? Да и вообще, я вначале попытался добыть описания основных предметов... меня или послали, или дали какую то обрывочную информацию. Ведь большая часть преподов ведет предметы вообще без какой либо программы. А у тех что есть - либо на клочках бумаги, либо предоставить отказываются без бутылки Белого Муската Красного Камня. Какие уж тут печати...
Пришлось сделать по-нашему. Взял описания курсов с Баумана и РУДН (благо там почти все есть в интернете), придумал форму, с печатью и подписью, все это дело перевел, сам заверил... Потратил недели две. Получилось классно. Отправил знакомой, чтоб передала лично буржуй-ВУЗу. Через неделю получил от них ответ: мол все бы хорошо, да только эти документы должны быть отправлены с адреса моего украинского универа, сертифицированным письмом, прямо к ним. Вот черти... Пошел в Федекс, уплатил 50уе, вложил все это дело, указал обратный адрес универа. Думаю, если опять не выйдет - пошли в баню, это уже даже не буквоедство, а дебилизм.
На удивление прокатило! Написали что присланные программы были сверены с их предметами, и не зачли несколько специальных предметов (у нас их действительно не проходят) и какого то хрена химию (мы проходили только спец разделы химии, касающиеся электроники) с куском физики (разделы которые у нас в школе проходят) и частью вышки. Но объяснили, что я могу подойти к главам соответствующих департментов, предоставить им описания предметов и если они сочтут что уровень достаточен или выше буржуйского - специальным распоряжением можно исключить их из необходимых.
В общем то осталось сдать только ТОЕФЛ. Проблем не было, но если кто сдавал в Киеве - наверное тоже в шоке был: во первых никакой звукоизоляции – один дебил уже на последнем пункте тарахтит по клавиатуре, другой сдает устную часть и не может сосредоточиться из за первого и наушников SVEN, у третьего зависает программа теста из-за нововведений: раньше тесты были локально на компах, и результаты передавались в центр, теперь все удаленно и если проблема со связью - наслаждайтесь часиками на экране и помощью тупого ассистента который на поднятие руки никак не реагирует потому что у него очки +/- 150 диоптрий, а на крик делает замечание что шуметь нельзя; у меня 2 раза все заглохло, а когда продолжило - написало что время вышло; из за этого потерял баллы, а на жалобу мне сказали - сдавайте еще раз, может повезет больше.
Кроме того, еще требовался финансовый сертификат на миллион миллионов долларов. Алексей Миллер мне не родственник, поэтому пришлось попросить знакомого в сша сделать выписку из банка и бамагу что все его зеленые в моем распоряжении. Ясное дело, что это формальность, и никто тебе никаких денег не дает. Но без этих документов универ не примет. Очередная забота американцев об иностранных кошельках (правда, и для америкосов требуется подобная форма, но только во первых сумма намного ниже, а во вторых они просто берут специальный кредит на учебу под малый процент, или договариваются на работе чтоб за них поручилась компания).
Для того чтобы платить 50% за учебу, можно зарегиться на этакую стипендию, которая якобы призвана просвещать америкосов о культуре других стран: мы должны развлекать аборигенов рассказами о своей стране, приготовлениями народной пищи и последующим кормлением грудью, танцами, песнями итд. Для подачи заявки на эту стипендию, мне пришлось самому себе написать 2 рекомендательных письма. Шизофренией не страдаю, но вроде два разных образа создать удалось, хоть сомневаюсь, что эти письма вообще кто то читает.

Меня приняли. Купил билеты, визу получил, жилье съемное нашел по интернету, договорился. Полетел. Сразу скажу, что за время подтверждения бакалавра я истратил почти все заработанное за год (с жильем, питанием и прочими "мелочами").
В универе иногда просят студентов с машинами встречать новоприбывших в аэропорту, но меня эти скоты проигнорировали, хоть я и писал, что нужна помощь с транспортом. Помогли знакомые, встретили. Вселялся я не в пустую хату, опять же благодаря доброй нашей иммиграции. Необходимое для проживания позже докупал на гаражах-распродажах: постель за 5уе, посуду за 7, штору с держаком чтоб отгородить кухню от спальни (это студия была, там все в одной комнате, ну кроме ванной с туалетом :)) )...
Отоспавшись пару дней и кое-как адаптировавшись к смене часового пояса, побрел разбираться, что у них там за универ.

 Офис международных программ (там решаются все вопросы иностранных студентов) находился в главном здании, рядом с буфетом. Вообще я заметил, что этих буфетов и столовых больше чем аудиторий для лекций и лабораторий. А цены раза в два выше чем в любом буфете вне кампуса. И при этом в них всегда тонна вечно жрущих студентов, которые постоянно жалуются на отсутствие денег, но не могут отказать себе в чашечке вшивого кофе Фолгерс (наши его называют "жареная солома") за 10уе. Тут проявляется одна особенность америкосов – они могут пол часа искать заправку где бензин дешевле на 2 цента, или час кружить чтоб найти место на бесплатной парковке, но не задумываясь купят онкологический гамбургер на месте, несмотря на то что через дорогу в соседнем кафе он стоит в 2 раза дешевле. Еда – это вторая по значимости святость (после денег), и на ней тут не экономят.

В офисе международных программ создается такое ощущение, что все происходит как в замедленной съемке. Работники призванные помогать и консультировать иностранных студентов медленно поднимают чашечку кофе, медленно его выпивают, медленно спрашивают чем они могут помочь, медленно печатают на клавиатуре, медленно поднимаются, медленно идут к шкафу с анкетами....м.м..м..м... через пол часа получаешь ответ. Если попытаться поторопить кого то, например сказав что автобус через 5 минут, в ответ получишь стандартную фразу - Ай эм дуинг май джоб.

Мне сообщили, что такого то числа будет ориентейшн (типа нашей посадки в школе). Посетил. Полтора часа вбивали нам в голову, что нельзя копировать лицензионные программы, фильмы и музыку, списывать, ну и подобный бред. Причем со всеми угрозами и описаниями страшных кар и наказаний, ожидающих ослушавшихся. Главное что ни слова о том какая в этом универе система, как все устроено, где брать нужную информацию и получать ответы на вопросы, сказано не было. Сказали только что библиотека бесплатна, но в ней нет книг нужных для учебы - их надо покупать J. Там можно печатать, лимит печати на семестр - 20уе, страница чб стоит 3 цента, цветная – 5 (позже я узнал что в нашем департменте электроники можно печатать неограниченно и все эти лимиты до одного места), и кроме того там есть комнаты которые можно "арендовать" для проведения групповых занятий, бесед, обсуждений проектов итд (за все время учебы я ей один раз пользовался когда показывал америкосам фотки с Крыма и Карпат).

Конечно, язык до Киева доведет, но так как я общался мало - то только через 2 недели узнал, например, что домашние задания выкладываются на специальной странице в интернете.  и то потому что удивился - чего это 

 

препод обещает дать задание, но его не дает.

Потом, помню, за 2 дня пришлось сделать по 4 предметам сразу. Если вовремя дз или лабу не сдать - снимают половину баллов, а еще через чуть-чуть можно уже ничего не делать, все равно 0 получишь. Впрочем, много амер. студентов вообще не делают дз, потому что чаще всего "вес" этих заданий в конечной оценке очень мал (5-10%), а времени оно отбирает больше всего. Но так как мне надо держать высокий балл чтобы стипендия была и пр. "прелести", увы пойти на такое не мог и часто выполнял задания днем и ночью в прямом смысле.

Приставили ко мне эдвайзера - типа руководителя, который якобы должен утвердить программу обучения, объяснить что к чему. Но им оказался индус, которому вообще то класть было на все что не черное и не из Индии. Помощи от него никакой не было, пришлось самому разбираться, спотыкаться и искать выходы.
Все спорные предметы мне закрыли. Главы департментов химии, физики и математики оказались очень сговорчивыми. У физика вообще родственники оказались с Одессы, и он сказал что глупо не зачесть человеку раздел по основам магнетизма если он прошел теорию поля. Математик вообще глянул на описание и сказал, что у них и половины из этого не проходят. Химик был старый маразматик, потрепал мозг чуть, но потом сломался и тоже подписал бумагу.
Как известно, в США предметы набираются каждым студентом индивидуально. Необходимые для получения степени предметы идут группами. Например, для бакалавра нужно в определенный семестр взять один предмет на выбор из специальной группы, два любых из общей группы итд. Некоторые предметы имеют определенные требования, то есть нельзя взять теорию цепей пока положительно не сдашь диф. уравнения. Правда, департмент имеет право на свое усмотрение корректировать эти требования - убирать или добавлять (у меня первое всю дорогу было, так как сразу пришлось брать предметы старшей группы). Кроме того предметы имеют уровень сложности (предметы 1xx можно брать в первый год обучения, 2xx на второй, 6хх и 7хх берутся на MS и phD), но также с согласия департмента можно например получить разрешение взять класс уровня 7xx находясь еще на бакалавре, и балл полученный по завершению может засчитаться либо в текущую программу, либо в будущую MS.
Каждый предмет имеет определенную нагрузку, выражаемую в кредитах (1,2,3 или 4). Обычно предмет в 1 кредит - это лекция в 50 мин, 1 раз в неделю; 4 кредита - 3 раза в неделю и лабы, итд. Каждый кредит стоит определенную сумму уе (на моей специальности от 600 до 1000уе). Кроме того платишь еще за пользование спорт залом, бассейном (в которые попросту и времени то нет ходить в первое время).
После того как набрал предметов на семестр в корзину (прямо как в интернет магазине, даже интерфейс такой же), надо за них заплатить. Иностранные студенты в отличие от американских (которых Бог благословил) вгоняются в жесткие рамки: например я обязан еще страховку мед. брать на год, причем сразу платить за нее, не имею права взять меньше 12 кредитов на бакалавре (9 на мастере), не имею права сразу работать на кампусе, бросать учебу в первые 2 года, плачу кстати в 2 раза больше итд. Америкосы же могут все - хоть 1 предмет в семестр брать, неограниченно работать, бросать все это дело на срок до 7 лет и потом продолжать... поэтому большая часть их свободно учится и работает параллельно, может бросать класс если он не нравится или не тянет (часть денег возвращают), потом повторно брать его. Многие студенты сначала набирают много классов, потом обламываются ходить на них и оставляют 1 наиболее понравившийся или легкий. В общем, это напоминает не систему образования а «базар-проходной двор». Жаль, торговаться нельзя J.
После перевода всех украинских предметов, мне насчитали 8 пробелов которые надо заткнуть. Это 2 семестра по 4 предмета по 3 кредита за предмет. Я в начале не шарил как надо прощупывать преподавателей, узнавать чей предмет стоит брать а от кого надо вообще держаться подальше. Мне дали на выбор, я и взял, что понравилось по описанию. И конечно попал конкретно. Потом, когда опыт пришел, уже стало полегче... Только сейчас я понял, КАК это все надо было делать, чтобы сохранить нервы и глаза.
При универе работает много магазинов с заоблачными ценами (футболка с логотипом универа за 50уе, штаны за 40, кольцо из пластика за 20, шарф китайский за 15 итд). Есть книжный магазин, где студенты покупают книги необходимые для обучения. Сразу скажу – тут это целый бизнес, делание бабла из воздуха на студентах. Казалось бы – это же учебное заведение, цены на книги должны быть ниже, чем в интернет магазинах… куда там. Как глянул – все минимум в 1.5 раза дороже. А цены на книги сами по себе заоблачные. Все это хитро придумано. Дело в том, что издательства тесно «сотрудничают» с универами. И навязывают им покупать новые редакции чуть ли не каждый семестр. Преподавателю бесплатно высылаются образцы книг с заданиями, он потом выбирает по какой книге читать и естественно говорит, что покупать студентам. Из-за того что новая редакция недоступна чаще всего для скачки в PDF, и ее нет у студентов прошлого семестра – эта система постоянно «вводит» новые денежки писакам. А там реально если сравнить 2 редакции – несколько ошибок подкорректировано, но полностью изменены задания. Понятно идиоту, для чего это делают…

Мне насчитали книг на 400уе в первый семестр. Я охренел… Вначале купил. У меня была 1 неделя чтобы вернуть книги в магазин, получив все деньги назад. За неделю я перерыл все пиринговые сети и поиски, нашел 2 книги, остальные были новые – их нигде не было, сканировать означало помять, поэтому пришлось перефотографировать. Фотоаппарат не подвел. Распечатать тоже проблем не было (на департменте печатать можно было хоть по 5000 страниц в сутки, ночью, тихонько, пока никого нет в лаборатории…) Так я выкручивался почти всю учебу, за исключением тех случаев когда сам преподаватель был писателем, и «продавал» свои недоделанные наброски по предмету как черновики студентам, по ним вел предмет, студенты при выполнении заданий проверяли сами задания (за это даже шла война – кто больше находит ошибок в книге-драфте, потом в конце оценку на бал выше получает; на ЦОС я был на 2м месте, получил в подарок сумку, кубик Рубика «Матлаб Симулинк» и выше балл, хотя и так было почти отлично). Таким образом в США один человек, найдя способ припахать группу людей, решает много своих проблем, уменьшает временные затраты, получает быстрее прибыль. Собственно у нас в украинском универе было тоже самое, только со стороны преподов было слишком мало «возврата».
Лекция в амер. вузе длится 50 мин. Естественно, за такое короткое время что-то конкретное объяснить нельзя, тем более, если предмет сложный и объемный. Поэтому лекция проходит обзорным галопом. Студентов не обязуют приходить на уроки вовремя, поэтому часто они приходят-уходят всю лекцию (похоже, раздражает это только меня одного). Сами преподаватели тоже не сильно напрягаются - приходят то они вовремя, зато часто сваливают минут за 40 (:)) до конца лекции, или отменяют лекцию если машина поломалась или туалет потек в доме (интересно, что болезнь не является оправданием, и часто зимой «преподают» с бронхитами-воспалением легких-температурой итд). Понятия о переносе пропущенной лекции или замене в принципе отсутствует. Вообще хамство безмерное, учитывая что за каждый урок я плачу деньги. Вот если бы деньги не сразу брали, а за каждую лекцию, тогда думаю никто ничего бы не отменял - деньги в США это святость номер один.
На самом уроке информация дается только поверхностная. Ничего конкретного, полезного для выполнения реальных задач (которые например в дз или на тесте) нет. Бери книгу разбирайся сам. Вот только часто в понедельник идет одна тема, а в среду уже другая. По книге это страниц 100, а электроника это не беллетристика - с первого раза не усвоишь все, надо и задачки порешать, и другие источники использовать если что не понятно. И как это за день прогнать если таких предметов 4? В Украине у нас было в 2 раза больше предметов, в 2 раза дольше лекции, а уставал я в 5 раз меньше чем тут. И вовсе не из-за языка, а именно потому, что все время уходит на самообразование.
Кроме того, убивает идиотская система тестов. Тесты везде...тесты тесты тесты, на которых как в передаче "самый умный" надо не думать а выпаливать ответ как робот. Америкосы то заточены к такой системе со школы, они так и отвечают - ты ты ты ты ты ручкой кружочки ставят; правда дай ему не тест а реальную задачу разработки - ступор полный, как Задорнов шутит - не знает как начать думать. И еще проблема - время. Мы на экзаменах привыкли достаточно иметь времени, чтоб подготовиться, проверить решение, подготовить теор. ответ. А тут этого всего нет. Лично мне было очень тяжело первое время (доходило до того что я писал в "спешиал нидс" дополнительно мне минут 20 добавить; отдам должное - ни разу не отказали; сажали в комнатку, запирали на ключ и там я в спокойной обстановки дорешивал-доотвечал).
Гостовских рамок в США нет :))) Нет вообще какого то формата сдачи курсовых, контрольных, лаб, дз... Америкосы сдают все это на помятых бамажках, карандашиком че то начеркано, затерто до дыр...вот стопочка такой туалетной макулатуры, склепанная стиплером и есть работа. Я конечно это пресёк, «перевел» нашу рамку на их язык, и все работы кроме диплома сдавал в таком формате. Вначале это вызвало недоумение - преподы стали показывать мои лабы и курсовые друг другу, че то мусолить, мол че это такое. США - это страна трепологов; треп - способ общения номер один, и стоит кому то че то сказать, как об этом пол универа уже знает; быстрее интернета J. Когда меня спросили - я с гордостью наврал - Это международный стандарт для студенческих работ, и надо его придерживаться чтобы был определенный порядок! Их это конечно напрочь подгрузило, но никто против не был. Им то собственно что, если все равно формата нет. Позже мне знакомые объяснили, что у каждой компании свои стандарты на оформления (ну кроме там механики/сборки), и поэтому в универе не учат этому, так как все равно придешь работать и придется следовать требованиям работодателя. Меня так же спрашивали чего я все набираю на компе а не пишу карандашиком, на что я отмазался мол чтоб вам читать легче было.
Кстати сам преподаватель редко оценивает работы (кроме последнего экзамена, и то не факт). В универе есть такая должность - грейдер. Это студент-ботан, который работает на благо универа за небольшую плату. И это часто создает проблемы, так как этому дурню дают только ответы чаще всего, ход решения он проверяет типа сам, и если оно какое то нестандартное ставит тебе 0. Я отвоевывал баллы чуть ли не через раз на таких уроках как цифровая обработка сигналов и электромагнитная совместимость. Это очень раздражает преподов, так как тогда им приходится самим разбираться, тратить свое драгоценное время.
Еще интересно то, что часто проверенные домашние работы ты получаешь уже ПОСЛЕ последнего экзамена. То есть на протяжении всего семестра ты даже не знаешь, в чем ошибся, не можешь снова пробежаться по материалу чтобы пробелы попытаться убрать. Когда спрашиваешь – мол когда же отдадите проверенные работы, в ответ – вас очень много! А у меня время не резиновое, ждите! Много блин, 20 человек… У нас преподаватель успевает сам за 2 дня проверить 90 человек работы, и при том что эти работы не тесты, и еще комменты напишет что и почему не правильно. Работники блин…
Вообще преподы себя отгораживают от каких либо обязанностей, временных затрат итд. Пришел, лекцию отплясал со стаканом Колы и вперед. Отсутствуют как таковые даже практические уроки (например как у нас на физике, вышке и химии - решение задач). Задачи на уроке вообще не решают. Я с одним преподом на эту темы очень погрызся (предварительно убедившись что больше ничего у него брать не буду) - скотина такая, ни одной задачи не решает у доски, а на тестах одни задачи. В конспект глянуть - одна вода. На мою фразу - чего же вы требуете потом то что вообще даже не рассматриваете? ответил - а я не собираюсь вам ничего решать, не можете сами разобраться - бросайте класс. Это единственный предмет был по которому мне С поставили, в остальных было А - поэтому эта гнида мне ничего и не смогла нагадить.
Что действительно мне понравилось так это материально-техническая база. И это еще не дорогой вуз... А есть ну практически все что можно вообразить. Осциллографы, спектроанализаторы, паяльное оборудование, свой склад компонентов, отладочные платы и наборы...оборудование для  изготовления прототипов - печатных плат, изделий из пластика и металла, лаборатории по производству микросхем (полный цикл, начиная от порезки кристалла), измерительное оборудование. И всем этим можно пользоваться, а не как у нас - под стекло поставят 1 TDS и никого не подпускают.
Каждый студент имеет бюджет на который может например заказать детали какие то, или изготовить что то на стороне. Причем это может быть и твоя личная разработка (правда тут надо осторожней быть - все что сделано в универе пренадлежит универу J). Дополнительно деньги выделяют на курсовые проекты и конечно же дипломы. При такой стоимости обучения удивляться нечему. У нас было бы также (если бы еще не крысили...)
Еще поразило то что большинство лабораторий открыты 24 на 7. И хотя вход в них по карточкам, чаще всего мусорником дверь подставлена, чтоб свободно заходить можно было. Помню день убил - искал причину неисправности в курсовике, и в 3 часа ночи понял что не так - поднялся, собрался, пошел в универ - перепаял что надо, проверил...заработало. Представляете, сколько бы у нас продержался анализатор спектра ЛеКрой в 40ГГц? Исчез бы еще до того как установили J.
Америкосы - энтузиасты конечно никудышние, и ночью предпочитают есть мороженное под телеком а не сидеть че то разрабатывать, однако несколько раз наблюдал картину - ночь, а полная лаборатория студентов - завтра лабу сдавать - сидят, делают. Как будто день. Ну как делают...кто пиццу ест, кто колу пьет...а кто делает - так у него все и катают, хоть это и запрещено. Знакомый подход?
Вот что так же как и у нас - это преподы припахивают писать статьи студентов. И конечно же в начале статьи светится имя препода. Дело в том, что когда студент получает phD степерь и идет преподавать, то первые 5 лет его могут типа турнуть с любого вуза без объяснений. Поэтому для них важно продержаться это время, а дальше уже как по маслу. Для поддержания статуса нужно делать определенное число публикаций в год, иначе гаплык. Самому писать впадло, а вот найти умных студентов и за кость припахать - это другое дело. Хотя нужно заметить, что студенту от этого тоже перепадает неплохо – во-первых расположение препода, которые может и грант потом "выделить" в пользу помогающего, и средства на воплощение разработки какой то (в любой специальности катит, например на социологии одной нашей студентке выделили $40к на какой то фуфловый опрос из разряда сколько кг мяса ваша семья кушает в неделю; особенно крутые бабки дают на медицине, биологии, животноводстве и аграрии), опыт, статус в IEEE, на конференцию лясами поточить могут отправить (а это типа "Египет - все включено: питание, проживание, суточные, проезд"... сам люблю конференции! )))), в резюме потом дописать можно...
Задорнов прав в отношении этнического состава студентов амер. вуза - китайцы, индусы, немного американцев и совсем немного других (включая меня). Ну только индусы не уборщики, а жополизы-стукачи (собственно так они и выживают). Китайцы наоборот молодцы - работать любят, голова на плечах есть, а главное - поговорить же можно не только о машине, бензине и кредите... даже шутки наши понимают, не надо по-идиотски объяснять мол как это человек бедный, а по фото пол мира объездил.
Как уже говорил, для поддержки 50% оплаты нужно было зарабатывать каждый семестр 20 часов общественной деятельности. Вроде бы не много, но сколько оно мне нервов вымотало, времени, бессонных ночей… Так рассказать – не поверите.
Один раз я готовил национальное блюдо. Интересно, что продукты надо покупать за свой счет, ну и готовить естественно. А вот попробовать чтоб (посетить данное мероприятие дегустации интернациональных блюд) надо купить билет за 11уе. Казалось бы – могли б хоть продукты участникам компенсировать, а куда там…все себе в карман сгребают, скоточки. Приготовил оливье (истинно украинское блюдо ))) и картофельники. Заработал 3 часа ))). В другой раз мне сказали участвовать в параде флагов (идет толпа дурней, у каждого флаг своей страны, несут с гордостью победителей ВОВ). Потом была презентацию украинских народных нарядов в детском саду, на подготовку к которой у меня ушло несколько дней, а дали всего пару часов. Презентация на урок истории, на которой один негр-козел посреди моего выступления хлопнул ноутбуком и вышел из аудитории, что меня конечно задело и я не удержался от комментария о том что такое хорошо и что такое плохо (аудитория даже проснулась, все были так удивлены мол почему это есть неуважение к выступающему, почему это нельзя хрустеть чипсами и шипеть Др. Перрером во время выступления, пищать телефоном, шуршать содержимым рюкзака…) Прямо как в детском саду. И преподавательница тоже была удивлена и все «пыталась» сгладить мое комментарии. В одном из выступлений меня понесло на критику их привязанности к машинам, «навязанной свободы», которая напоминает случай когда человека сажают в клетку и говорят «делай что хочешь! Ты свободен!», медицина которая их раздевает до трусов и более, онкологического питания, зомбированного мышления, псевдорелигии итд. В общем всего того с чем мне довелось столкнуться за время пребывания в США. Потом меня предупредили наши иммигранты, что надо язык держать за зубами. Демократия в США (как и собственно везде) только на словах. Передо мной был паренек с Украины, отличник, студент по обмену, который тоже много говорил, и хоть и был прав – вылетел с универа, и через пару недель вынужден был вернуться домой…и ничего доказать не смог.

Два семестра я должен был для получения бакалавра выполнять курсовой проект в группе. Это была вообще комедия. В США очень важно уметь работать в группе. На любом собеседовании у тебя по 10 раз спрашивают А ю эй тим плеер? Кэн ю вок ин тим? Вообще это все потому что америкосы ничего сами делать не умеют в полном объеме, довести до конца тоже. Частично это исходит из их узко-специализированного образования, частично видимо от генетики.

У «нас» был проект Система управления трехфазным двигателем. Надо начать с того что первые встречи группы которые якобы призваны составить план проекта, определиться кто что будет делать итд ни к чему не привели. Я сидел и наблюдал как моя команда кушала, говорила о какой то ерунде касательно транспорта, кредита на учебу, работе новой…но только не о проекте. На следующую встречу я просто все сделал сам – блок диаграмму, подбор компонентов… народ обрадовался, одобрил. Когда дошла очередь до распределения обязанностей, оказалось что никто ничего делать не умеет. Схемы рисовать и симулировать аналоговые блоки увы, платы разводить увы, паять к сожалению, писать программы для микроконтроллера немного…Тогда я понял что придется все самому делать.

Им то все равно – не сдадут, возьмут курс снова, а я если пролечу – то все, второй попытки не будет. Подошел к преподавателю, объяснил ситуацию… благо мужик оказался умный, он сам руководитель фирмы (в которой я впоследствии работал). Сказал делать самому. Но только не сильно это афишировать, потому что якобы по закону универа частью моей работы над проектом является организовывать «отстающих», делиться знаниями и пр. фигней. Это все катит может на первых курсах, но на 4-5 курс человек уже должен знать достаточно, без этих пионерских подтяжек. Интересно что вот с такими 0-ми знаниями америкосы прекрасно работают, получают поболее тех кто на N порядков больше знает и умеет… В общем было весело.

Первый семестр я делал железо, второй семестр писал программу для контроллера. Работал очень много, чтоб все успеть. И таки все было сделано, отточено до мелочей. Состоялась презентация проектов, я был не в костюме с галстуком в отличие от америкосов. Поэтому внешне выглядело так как будто я к проекту не имею никакого отношения. Тут еще одна особенность америкосов – не важно что ты делал, а главное – представительно выглядеть и чесать языком, тогда все лавры тебе. Но конечно же все преподаватели знали что я один работал над проектом. Поэтому кое кто даже поиздевался над бедным негром и белым человеком ))))

Этот проект был отобран на конкурс IEEЕ. Мне пришлось готовить презентацию еще одну. Очень нервно все было, так как во первых язык не родной, во вторых просто народу много, а я оратор некудышний. Проект занял 3е место, и мой приз был чек в 200уе )))

В общем через год я таки получил второго бакалавра, по специальности инжерен-электронщик, и подал документы на мастера.

Мастерство - это совсем другая система в вузах США. Если у нас это непрерывный процесс, то тут подать на мастерство значит по новой кучу документов собирать, форм заполнять, тестов сдавать... И вот что хорошо, если у тебя уже есть диплом от вуза США, то много вещей значительно упрощаются, у тебя уже как бы статус появляется что ли..

Начальница отдела градюэйт скул - гнида колированная. Как мне объяснили, она ненавидит иностранных студентов за то что они умнее американцев, быстрей пробираются по лесенке образования итд. Она только не учитывает сколько унижения, бреда бюрократического и следствий опускающих в дерьмо законов их свободной страны приходится пройти этим иностранным студентам (ну кто более-менее честно идет, а не [вырезано цензурой] чтобы этого добиться).

При том что даже легально работать не можешь в полный график чтоб на ту же учебу заработать. А получить разрешение на работу тяжело (хотя при определенных навыках можно) и требует времени. Вначале мне отказали поскольку финансовый документ тот что был дан на бакалавра уже не годится, и надо по новой доказывать что ты можешь платить за учебу. Потом она пронюхала что я не сдавал GRE вонючий (тест неплох после 11 класса средней школы, но не после универа, когда честно говоря многие простые вещи забыл так как ими не пользовался). Я подготовился к тесту, прошел несколько пробных, потом оказалось что он сдается только в определенное время а не когда хочешь, и мне пришлось бы ждать еще семестр.... слава Богу я к тому времени был уже на очень хорошем счету у дина нашего департмента, и он позвонил этой дуре и сказал что отменяет для меня в требованиях этот тест. Как же она меня сверлила когда пришел документы отдать, это надо было фото делать. 

Потом я чтоб получать полную стипендию, подал документы на трудоустройство при универе, так она мне и там подгадила.

Получается чтобы квалифицироваться на тичинг ассистенс (ТА), нужно по новой было тест английского сдавать, а это снова время, снова деньги. Когда меня стали оформлять, она написала письмо на департмент что мол я не могу работать TA, нет свежих результатов теста. Я убить был готов ее, потому что знал еще дополнение к этому закону - тест английского не требовался если у тебя был диплом от вуза США. У меня он был, тем более с отличием. Я ей лично вырезал страничку с ее же сайта требований и принес, на стол положил. Больше она ничего не могла сделать, и собственно все что еще от нее требовалось через год MS - подписать состав комитета на мой дипломный проект.

На MS учиться уже было легче, хотя бы потому что опыта набрался. Ну и предметы уже ближе к теме. Через семестр я получил грант на проект NASA, и по сей день работаю над ним. Это мой последний семестр, пока все по плану идет, и надеюсь к лету или в крайнем случае после лета получить диплом. С одной стороны пока учишься хорошо – каникулы большие, можно и домой поехать зимой-летом, отдохнуть. С другой стороны – надо дальше двигаться. Но увязни с работой – и получай 2 недели отпуска на год в первые 5 лет. Куда уже там поехать домой…
Из каждого жизненного этапа надо стараться выжать максимум пользы для себя. Мне кажется сделать это пока удавалось…

В следующий раз я расскажу о медицине и питании в сша.

 

 


  • 1
Еле осилил много букв))

  • 1